ВСОКО (внутренняя система оценки качества образования ДОУ)
Представлен инструментарий для ВСОКО (внутренней системы оценки качества)
Система показателей и индикаторов показателей, используемых при оценке деятельности ДОО в процессе самоанализа
Система оценки качества дошкольного образования, должна поддерживать ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста, учитывать факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества; поддерживать вариативность образовательных программ дошкольного образования, обеспечивающих выбор для семьи, для образовательной организации и для педагогов в соответствии с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве, а также в соответствии с разнообразием вариантов образовательной среды и местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Тем самым обеспечивая качество дошкольного образования в разных условиях его реализации в масштабах всей страны.
Внутренняя оценка качества образования в ДОО рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия своевременных и обоснованных управленческих и педагогических решений.
Система показателей и индикаторов оценки деятельности ДОО включает критерии оценки реализации Программы по пяти образовательным областям и оценку развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО. При этом анализируются психолого-педагогические условия реализации Программы (программные материалы, педагогические технологии, характер взаимодействия педагогов с детьми), которые находятся в центре самоанализа деятельности ДОО, в то время как оценка среды является вспомогательной, хотя и, безусловно, важным условием реализации основной образовательной программы в ДОО.
Эта система критериев задает ориентиры для сотрудников ДОО, а, следовательно, охватывает возможности реализации образовательной программы во всей полноте и содержит описание деятельности сотрудников ДОО.
Использование сотрудниками ДОО критериев в процессе самоанализа позволяет им выявить слабые звенья в своей деятельности, наметить перспективы в ее развитии. Это будет способствовать росту профессиональной квалификации кадров и, в целом, повышению качества дошкольного образования. Мы ставили своей задачей конкретизацию абстрактных для большинства педагогов-практиков ценностей личностно-ориентированной педагогики с помощью описания деятельности воспитателя.
В основу критериев для самоанализа, вместо привычной для педагогов ориентации на знания, умения и навыки, в качестве главной ценности закладывается ценность развития ребенка. Результаты работы имеют важное значение в контексте построения гуманистической, ориентированной на ребенка системы дошкольного образования. Система показателей и критериев экспертизы деятельности ДОУ в процессе самоанализа включает в себя следующие разделы, относящиеся к образовательным областям, составляющим согласно ФГОС ДО, содержание Программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 3»:
«Социально-коммуникативное развитие»:
Взаимодействие сотрудников с детьми
Социально-личностное развитие ребенка
Развитие игровой деятельности
«Познавательное развитие»:
Развитие в деятельности конструирования
Развитие мышления, элементарных математических представлений
Развитие элементарных естественнонаучных представлений
Развитие экологической культуры детей
Развитие представлений о человеке в истории и культуре.
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»:
Развитие ребенка в изобразительной деятельности
Развитие ребенка в музыкальной деятельности Развитие ребенка в театрализованной деятельности
«Физическое развитие. Охрана и укрепление здоровья